Лицей им. Г.Ф. Атякшева
г. Югорск
  • Центр семейного обучения

    • Все документы
    • Локальные
    • Памятки
    • Отчёты

    Семейное образование

    Минпросвещения России приказом от 22.03.2021 г. № 115 утвердило  новый  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), который вступил в силу 1 сентября 2021 года и  действует до 1 сентября 2027 года.

    В новом Порядке многое осталось без изменений, но есть и ряд новелл, например, о порядке  перехода и организации получения образования в семейной форме обучения.

    Что такое семейное обучение?

    Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей.

    Чем отличается от домашнего обучения. Есть три способа получать образование за стенами школы:

    • домашнее обучение;
    • семейное обучение;
    • дистанционное (временное) – данная форма практиковалась при пандемии коронавируса.

    Семейное образование не нужно путать с домашним. Право ребенка на прохождение обучения на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При домашнем обучении ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.

    Ребенок на домашнем обучении продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно выполняет домашние задания, как и другие школьники, с той лишь разницей, что учителя приходят к нему домой.

    Перейти на домашнее обучение могут только дети со слабым здоровьем после прохождения ПМПК. Комиссия должна подтвердить, что ребенок по состоянию психики и здоровья не сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета, эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.

    Основания для перехода. Обучение дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога, учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:

    1. Потребностью ребенка в индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным и опережает сверстников.
    2. Временное проживание за пределами страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.
    3. Стремление сохранить здоровье ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.
    4. Желание воспитывать ребенка с уклоном на традиционное или религиозное обучение.
    5. Необходимость совмещения профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом

    Родители могут перейти на семейное обучение без объяснения мотивов принятого решения.

    Преимущества. Главными преимуществами семейного образования являются:

    1. Наличие индивидуального подхода при обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.
    2. Возможность самостоятельного подбора учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр онлайн-лекций и пр.).
    3. У ребенка высвобождается время на дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.
    4. Формат обучения подойдет тем семьям, где родители часто переезжают.
    5. Отсутствует негативное воздействие на здоровье ребенка: он не сидит по полдня за партой, меньше устает, питается домашней едой.
    6. Появляется возможность чаще путешествовать.

    Аргументы «против».  Важно понимать, что семейное образование – не панацея от всех проблем и подойдет далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и энергии для должной мотивации, а у детей – способность к самодисциплине и организованности.

    Наиболее сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения, является бессистемность  (родителям весьма затруднительно самостоятельно ориентироваться в широком спектре ФГОС и требований).  При этом свобода в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи аттестаций.

    В числе недостатков семейного обучения значатся также:

    1. Сложности с социализацией из-за обучения в отрыве от детского коллектива.
    2. Отсутствие духа соревновательности, который нередко стимулирует детей учиться лучше.
    3. Критика со стороны знакомых и предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.
    4. Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.

    Как организован процесс семейного обучения

    Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.  У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов или обратиться в центр семейного образования.

    На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать.

    Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).

    Как часто нужно ходить в школу. Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр.

     Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.

    Сдавать экзамены также нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития.

    Аттестат школьнику на семейном обучении выдадут такой же, как и другим (согласно ст.60 ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.

    Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного» ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными.

    Если школьник не сдаст аттестацию, то для законодателей это служит свидетельством того, что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму обучения (согласно п.10 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).

    Отказаться от посещения школы родители в этом случае не смогут.  

    Как перейти на семейную форму обучения

    Кто может стать инициатором. Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). После окончания 9 класса дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).


    При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Управление образования администрации города Югорска по установленной форме.


    Пошаговый порядок действий. Чтобы перейти на семейное обучение  нужно придерживаться следующего порядка:

    1. Уведомить Управление образования о желании сменить форму обучения на семейную.
    2. Прикрепиться к любой школе для прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.
    3. Написать заявление об отчислении из школы на имя директора (нужно писать только, если аттестации планируется проходить в другой школе!). Этот этап пропускают те,  кто не планирует менять школу и будет аттестоваться по прежнему месту обучения. 
    4. Ребенка прикрепляют к школе для сдачи аттестаций в течение 30 дней после подачи заявления и формируют акт о зачислении.
    5. Подписывается договор о семейном обучении (необязательно).

    Куда обращаться. Переход на семейное обучение начинается с отправки уведомления в органы управления образованием по адресу проживания о принятом решении. Это обязательный этап. Если родители просто заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.

    Передать уведомление можно лично или с использованием регионального портала госуслуг.

    Необходимые документы. Для перехода на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.

    Когда можно перейти на семейное обучение.  Заявить о своем желании перейти на новый формат обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку будет проще адаптироваться к новому формату.

    Выбрать семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.

    Ребенок может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»). Позиция о том, что в старших классах допускается только самообразование, не соответствует действительности. Ученики 10-11 класса могут учиться как в форме самообразования, так и семейного образования на свое усмотрение, а могут и сочетать эти формы с очным обучением.

    Как выбрать школу для аттестации. При выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную аккредитацию (проверить можно на сайте Рособрнадзора).   Школа для прохождения аттестации не обязательно должна быть по прописке.

    Нюансы перехода на семейное обучение

    Можно ли вернуться в школу с семейного обучения. Если родители не готовы продолжать семейный формат обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

    Могут ли отказать в переходе на семейное обучение. Родителям не могут отказать в переводе на семейное обучение из-за отсутствия у них педагогического образования и по другим причинам.

    Если ребенок только идет в первый класс. Будущие первоклассники также могут перейти на семейное обучение после уведомления департамента образования и прикрепления к школе для прохождения аттестаций.

    Компенсация за семенное обучение: платят ли родителям зарплату

    В ФЗ «Об образовании» отсутствует указание на обязательную выплату компенсации родителям, которые перевели своих детей на семейное обучение. Но региональные власти вправе ввести такие компенсации по своему усмотрению.


    В случае возникновения вопросов по получению общего образования в форме семейного образования, Вам ответят:

    Решение о создании Регионального центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, выбравших форму семейного образования (далее – Региональный центр), было принято 16 ноября 2022 года на совместном заседании комиссий Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам науки, образования и молодежной политики и по вопросам семейной политики и утверждено приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2022 №10-П-3034 «О создании Регионального центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования»

    Региональный координатор - сайт ИРО ХМАО-Югра

    Муниципальный координатор, курирующий деятельность диалоговой площадки - эксперт 1 категории отдела общего  образования Михайлова Татьяна Александровна, тел. 8 (3467) 32-25-58 (сайт КО АХМР)

    Школьный координатор Центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования, созданных на базе общеобразовательных организаций- заместитель директора по учебной работе Коссе Наталья Николаевна, тел 8 (34675) 24376

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
    2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (ред. от 07.10.2022) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
    3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №458 (ред. от 23.01.2023) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    1. Приказ Управления образования администрации города Югорска от 20.06.2023  № 407 «Об организации работы по созданию Центров методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования»

    ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    1. Приказ Лицея им. Г.Ф. Атякшева от 27.06.2023 № 468 «Об организации деятельности Центра методического сопровождения  родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования»

    Книги о семейном обучении

    Подборка полезных книг по семейному образованию для родителей, которые собираются забрать ребёнка из традиционной массовой  школы.

    «Семейное обучение как система», Алексей Карпов 

    «Острова-2. 55 родителей, выбирающих свободное образование», Анна Турчанинова 

    «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих», Ольга Юрковская 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie